Дата публикации: 08.10.2021
На крупных предприятиях с собственными автопарками часто наблюдается воровство топлива сотрудниками. Особенно это актуально, когда руководством не принимаются все необходимые меры по пресечению краж. Причастными могут быть не только водители, но и обслуживающий персонал, имеющий доступ к автомобилям. Какие схемы воровства являются самыми распространенными и как эффективно с ними бороться?
Основные способы кражи топлива
Каждый способ основан на ряде влияющих факторов: количества авто и сотрудников, типах используемого топлива, наличия установленных устройств для защиты от воровства. Однако среди них можно выделить наиболее распространенные:
- Слив топлива из бака. Метод простой, реализуется при помощи емкости (канистры) и шланга. Подходит для карбюраторных авто. В машинах с инжекторными двигателями потребуется снять фильтр и включить зажигание.
- Отбор топлива из возвратной линии контура топливной системы автомобиля. Для этого в баке устанавливается тройник, чтобы бензин перетекал в специально установленные канистры. При движении автомобиля может возникать избыток давления, нагнетаемого топливным насосом, в результате чего оно будет сброшено не в бак, а в установленную канистру. Такой способ позволяет отобрать примерно 40 л горючего на каждые 1000 км. При этом возникает опасность воспламенения топлива в случае проскакивания искры.
- Мошенничество с чеками на покупку горючего. Предприятие выделяет средства на покупку топлива, а водитель, чтобы получить их в большем количестве, берет погашенные чеки у знакомых заправщиков. Вместо качественного бензина заливает дешевый, который способен снизить ресурс двигателя.
- Отбор топлива в отдельную канистру прямо на заправке. В результате сговора с автозаправщиками водители заправляют по чеку бак, но не полностью. Недозалитую часть продают по заниженным ценам или используют в своих целях.
- Сговор с работником автозаправки. На закрытых и охраняемых объектах заправляют машины из специальных цистерн. Тут есть много шансов договориться с заправщиком о сливе топлива и последующей продажи. Деньги с выручки обычно делятся пополам.
То есть способов отбора топлива достаточно, начиная от этапа его заливки в бак, до моментов слива во время движения автомобиля. Но как проверить, ворует ли водитель горючее?
Способы проверки на воровство топлива
В случае появления малейших подозрений на кражи топлива нужно реагировать немедленно, так как они могут стать причиной существенных убытков для предприятия. Самым простым способом является выезд вместе с водителем по маршруту с целью замеров расхода горючего. При значительных расхождениях в показаниях (от 10%) сомнений в воровстве не должно быть никаких.
Вторым способом является проверка километража. На одометре в учетной документации и в реальности расхождения более 10% недопустимы. Такие отличия могут быть в случаях ремонта дорог или поломки автомобиля, но не при обычных условиях. Возможно, что отклонение от пути следования вызвано заездом на заправку, где есть договоренности с автозаправщиком. Поэтому нужно проводить проверки и выяснять истинную причину этого.
При использовании топливных карт важно узнать, на какой заправке чаще всего заправляется водитель. Если она находится в стороне от трассы, то это должно как минимум вызвать настороженность у проверяющих.
Основные инструменты для борьбы с воровством топлива
Для исключения случаев воровства топлива, необходимо использовать различные инструменты и современное оборудование. Только тотальный контроль всех ключевых параметров позволит снизить риск краж и повысить доходы предприятия. Чем больше методов проверок, тем риски воровства ниже.
Среди основных инструментов борьбы, можно выделить следующие:
- Контроль норм расхода.
- Использование штатного датчика.
- Контроль слива горючего с использованием проточного датчика.
- Отслеживать расход топлива и его уровень.
- Проводить мониторинг расхода и движения по маршруту.
Теперь давайте каждый из этих инструментов, рассмотрим более подробно.
Сравнение реального расхода топлива с нормами
Министерство транспорта РФ разработало специальную техническую документацию, позволяющую определять расход топлива автомобилями всех марок и моделей. Указаны поправочные коэффициенты и условия перерасхода, которые привязаны к различным факторам и критериям эксплуатации авто. При этом стоит понимать, что в них нет учета срока эксплуатации и степени изношенности силового агрегата, качества дорог, особенностей транспортировки негабаритных или опасных грузов. Метод позволяет определять приблизительный уровень расхода горючего и затрат на них.
Для уточнения расхода выгодно устанавливать GPS трекер для авто. Он поможет рассчитать с точностью до метра дистанцию и вычислить, сколько топлива должно было быть израсходовано по нормам.
Установка датчика CAN-шины
Большинство современных автомобилей оснащаются бортовыми компьютерами, к которым подключено множество датчиков. Одним из них является датчик уровня и расхода топлива. Информация передается по CAN-шине, а затем в систему спутникового мониторинга. Основной проблемой при этом является высокий уровень погрешности, который составляет 15%. Точность зависит от формы бака и ряда технических особенностей автомобиля.
При отсутствии такого датчика, его можно купить отдельно и подключить к бортовому компьютеру. Стоимость простых моделей CAN-модулей составляет от 2 тыс. рублей. Однако при этом нужно понимать, что не на всех автомобилях реализована возможности считывания данных по CAN-шине.
Установка проточного датчика
Проточные датчики работают на основе детектирования количества топлива. Их ставят на топливную магистраль для определения объемов перекачиваемого топлива. Вся полученная информация передается в режиме реального времени на бортовой компьютер по интерфейсному кабелю. Уровень погрешности не превышает 1-3%. Однако и стоимость такого оборудования стартует от 18 тыс. руб., зависит от марки авто и сложности установки. Если установить на магистраль такой датчик, то перед ним все равно можно будет делать врезки и сливать топливо. То есть подключение должен выполнять специалист, чтобы исключить в дальнейшем случаи воровства горючего.
Установка датчика уровня топлива
Датчик уровня топлива, устанавливаемый в топливный бак автомобиля, позволяет отслеживать количество залитого горючего и его расход, в том числе, отбор. Точность показаний 1-5%, но зависит от правильности установки. Такое оборудование весьма дорогостоящее, а многие недобросовестные водители его часто повреждают нагретыми паяльниками или кипятком, что приводит к возникновению значительных расходов на предприятии.
Комбинация системы расхода горючего с постоянным мониторингом
Для многофакторного контроля расхода топлива, комбинированная система является незаменимой. Только она способна создать качественный контроль и исключить воровство на предприятии. Один только датчик уровня топлива автомобиля не позволит гарантированно доказать факты воровства. Но, если подключить комплекс оборудования онлайн мониторинг транспорта, то в таком случае можно сопоставить расход с перемещением по маршруту.
Наиболее популярным в России является GPS трекер.
Почему выгодно контролировать топливо?
Купить трекер GPS для авто рекомендовано по ряду причин:
- Устройство выпускается в защищенном от негативных внешних воздействий корпусе.
- Длительная автономная работа.
- Реализована функция «черного ящика», позволяющая снимать показания даже в случае повреждения.
- Возможность подключения к бортовому компьютеру по различным интерфейсным кабелям.
- Высокая точность показаний пройденной дистанции и расхода топлива.
Установка GPS/Глонасс оборудования, датчиков уровня топлива и использования систем онлайн-мониторинга даёт экономию в среднем 30%.